Как определить переходность глагола

Определяем переходность глагола :

как определить переходность глагола

Переходность глагола в русском языке определяется его способностью обозначать действие, направленное непосредственно на объект. Грамматически это выражается тем, что глагол управляет существительным в винительном падеже без предлога. Примеров таких конструкций множество – «ловить рыбу», «писать письмо», «чистить ковер».

Как определить переходность глагола? Ничего сложного в такой операции нет, достаточно мысленно задать от него вопрос: «Кого?», «Что?» Если же глагол употреблен в отрицательном контексте (не купить молока), падеж меняется на родительный – это следует помнить.

Значение переходных и непереходных глаголов

Лингвисты установили, что переходность и непереходность глагола дифференцируются значением слов. Так, переходные глаголы отсылают к различным действиям над объектами. Их можно создавать, уничтожать или изменять (построить здание, колоть дрова, разрушить дом). Объект также может оставаться без изменений (поздравлять маму). В этот же список входят сочетания, обозначающие чувственное восприятие объекта с глаголами «смотреть», «слушать» и т. д.

В свою очередь, для непереходных глаголов характерны значения:

  • физического или психического состояния (бояться, дремать);
  • появления признака, его усиления (краснеть);
  • перемещения или расположения в пространстве (идти, сидеть);
  • занятия, умения (хозяйничать).

Морфологические признаки непереходности

Главное различие переходных и непереходных глаголов кроется в способности образовывать страдательные причастия. Сравните количество неличных форм слов «рисовать» и «гулять»:

Рисовать

Действительные причастия Страдательные
рисующий рисуемый
рисовавший рисованный

Гулять

Действительные причастия Страдательные
гуляющий
гулявший

Иногда переходность глагола определяют исходя из инфинитива. Существуют словообразовательные типы глаголов, которые не могут быть переходными:

Суффикс в основе Вид От какой части речи образован Примеры
-ну- несовершенный прилагательное Крепнуть, слепнуть, мокнуть
-ствова- то же самое существительное Злобствовать (однако чувствовать, напутствовать – исключения)
-е- то же самое именные части речи Звереть, белеть
-нича- то же самое то же самое Лентяйничать, столярничать

Возвратные глаголы

Из всех формальных признаков лучше всего различают переходность и непереходность глагола постфиксы -ся-/-сь-. Когда-то давно они были формами местоимения «себя», пока не утратили свою самостоятельность. Такое происхождение постфикса обусловило специфическое название глаголов – возвратные (действие направлено на самого агенса). Сравните: умыть лицо и умыться.

Все возвратные глаголы – непереходные. И это абсолютно понятно: зачем рядом с ними употреблять дополнительное существительное, если переходность глагола заключена в структуре самого слова?

Особо трудные случаи

Иногда вопрос о том, как определить переходность глагола, может поставить в тупик. трудность заключается в том, что те или иные слова со значением действия могут употребляться в различных контекстах по-разному. Рассмотрим предложения: «Ребенок читает книгу» и «Ребенок уже читает».

В первом случае имеет место действие, направленное на определенный объект – книгу. Основной же целью второго предложение является передача информации, что ребенок способен воспринимать написанное, то есть глагол «читать» выступает как непереходный. Другой, более понятный пример, со словом «замолчать».

Сравните: «Все замолчали наконец» и «Замолчать определенный факт» (то есть умышленно не упомянуть что-либо).

Перед тем как определить переходность глагола, необходимо проверить, не имеет ли стоящее рядом с ним существительное в винительном падеже обстоятельственное значение. В предложении «Мы занимались всю ночь» употребляют именную составляющую в качестве временной характеристики, а не объекта, над которым совершается действие.

Некоторые переходные глаголы управляют существительными в родительном падеже вне отрицания (накупить тетрадей, нарвать ягод).

В других случаях возможны параллельные формы – ждать троллейбус / троллейбуса, которые дифференцируются в соответствии с категорией определенности/неопределенности. Так, после фразы «я жду троллейбус» хочется добавить «под № 5».

А вот форма родительного падежа подспудно указывает, что сам говорящий не до конца уверен, какое именно транспортное средство ему нужно. Просто ждет и все.

Подобная ситуация с конструкциями наподобие «выпить чая / чаю». Существование двух параллельных форм не должно сбивать с толку. Родительный падеж указывает, что собираются выпить именно чашечку / стакан чая. Однако и в первом, и во втором случае имеет место переходность глагола.

Для любопытных

От маленьких детей часто можно услышать фразы наподобие «погуляй / поплавай меня». Подобная ошибка свидетельствует о хорошем чувстве языка, которым наделен каждый ребенок.

Несколько веков назад у нас было намного больше глаголов, управлявших существительными без предлогов в винительном падеже. Сейчас же их количество уменьшилось. Быть может, когда-нибудь переходность глагола в русском языке и вовсе перестанет существовать.

Однако насколько правдива эта информация, судить трудно, так что лишний раз повторить вышеизложенный материал все же не мешает.

Источник: https://www.syl.ru/article/175089/new_opredelyaem-perehodnost-glagola

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

как определить переходность глагола

Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.

Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.

Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.

Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:

  • создание, уничтожение или изменение объекта (сжечь лучину, написать сообщение);
  • отношение к нему (ненавидеть слабость, предпочитать сладости);
  • чувственное восприятие (слышать шум, ощущать холод);
  • не изменяющее воздействие (гладить собаку, благодарить учителя).

Выбор между винительным и родительным падежом

Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:

  • при обозначении количества предмета;
  • в отрицательных словосочетаниях;
  • при использовании усилительной частицы «ни».

В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.

Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.

Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.

В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.

Как определить переходность

У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному.

Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика.

Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.

Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.

Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.

Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.

Непереходный тип

К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.

Они обозначают следующие действия:

  • обозначение психического или физического состояния (присесть, грустить, болеть);
  • профессиональные занятия (слесарничать, столярничать);
  • существование и движение (править, ходить, являться);
  • выявление качеств (краснеть, бледнеть, вырастать, уменьшаться).

Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.

Стилистические приёмы

Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:

  • в юмористической прозе;
  • фольклоре;
  • диалектизмах;
  • жаргонизмах.

В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.

Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.

Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/perekhodnye-i-neperekhodnye-glagoly.html

Переходные и непереходные глаголы

как определить переходность глагола

  • Переходные глаголы
  • Непереходные глаголы

Глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходность или непереходность – это постоянный морфологический признак глагола.

Переходные глаголы

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое направлено, переходит на предмет:

рисую (что?) машину,

встречаю (кого?) брата.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительными или местоимениями в форме винительного падежа без предлогов. Например:

Рабочий чинит станок (В. п.).

Андрей обидел меня (В. п.).

Предмет, на который переходит действие глагола, может быть выражен формой родительного падежа:

  1. при наличии отрицания перед глаголом:

    видел салют (В. п.) – не видел салюта (Р. п.),

    налил чай (В. п.) – не налил чая (Р. п.);

  2. для обозначения действия, переходящего на часть предмета:

    выпил молоко (В. п.) – выпил молока (Р. п.),

    насыпал песок (В. п.) – насыпал песка (Р. п.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько глаголов в английском языке

Переходные глаголы выражают действия, которые напрямую воздействую на предмет или взаимодействуют с ним. Например:

  • создание, изменение или уничтожение: построить забор, покрасить раму, раздавить паука;
  • ощущения: услышать шорох, ощутил страх;
  • воздействие на предмет, не изменяющее его: передвинуть стол, похвалить друга;
  • эмоции и отношение к объекту: виню сестру, ненавижу зиму.

Непереходные глаголы

Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действия не направленные (не переходящие) на предметы:

приехал на машине, умылся водой, иду к сестре.

Непереходные глаголы сочетаются с существительными (местоимениями) во всех падежах (с предлогами и без предлогов), кроме винительного. С формой винительного падежа непереходные глаголы сочетаются только с помощью предлогов:

подарить маме (Д. п.),

кататься на коньках (П. п.),

сесть в машину (В. п.).

Все возвратные глаголы относятся к непереходным:

садиться на стул, радоваться жизни, надеяться на чудо.

Новое на сайте | contact@izamorfix.ru
2018 − 2020 izamorfix.ru

Источник: https://izamorfix.ru/rus/morfologiya/perehod_glagoly.html

Переходные и непереходные глаголы в русском языке — что это? Примеры

В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых направлено на предмет. Они обозначают действие, переходящее на какой-то объект. При этом дополнение стоит в винительном падеже, без предлога.
Пример: купить — переходный глагол. Я купил (что?) подарок. Они купили (кого?) кошку.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например: жить, думать, рисовать, трудиться.

Подробнее о глаголах читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды, спряжение глаголов

Переходные глаголы способны управлять прямым дополнением. Дополнение — существительное или местоимение — чаще всего стоит в винительном падеже, без предлога.

Примеры переходных глаголов:

Победить (кого?) соперника
Нести (что?) кирпич
Видеть (кого?) сестру
Обнаружить (что?) ошибку

В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: выпил молока, налил водки, купил цветов.

Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Их действие не направлено на предмет. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние.

Примеры непереходных глаголов:
стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать

Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.

Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:

  1. Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.

  2. Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.

  3. Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.

  4. Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.

  5. Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.

Все возвратные глаголы являются непереходными. Если глагол оканчивается на -ся или -сь, то он относится к возвратным, и переходным быть не может. Например: Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (А.С. Пушкин).

Непереходные возвратные глаголы. Примеры:обидеться (на что?) на знакомоготревожиться (за кого?) за свою судьбуоскорбиться (чем?) подозрениями

сомневаться (в чем?) в ответе

Как отличить переходный глагол от непереходного?

Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?

  1. Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.

  2. Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то

  3. Установите, есть ли предлог. Если предлог есть — это непереходный глагол.

Итак, если перед вами глагол с дополнением без предлога в винительном падеже (винить кого? что?) — это переходный глагол.

Источник: https://www.anews.com/p/110802328-perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-v-russkom-yazyke-chto-ehto-primery/

Переходные и непереходные глаголы в русском языке: как определить, что это такое – правило, примеры и как отличить

Глагол – часть речи, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Понятие переходности глагола

Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением, то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.

Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?

Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:

  • Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
  • Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).

Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

В какие падежи ставить существительные

Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?

Винительный является основным. Форму родительного падежа дополнение приобретает в следующих случаях:

  1. Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости, но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
  2. В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
  3. В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».

Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.

Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

Как определить переходность конкретного глагола

Как определить переходность глагола? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.

Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или местоимения, к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».

Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение, перед нами переходный.

Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается, в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный: «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).

Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.

Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:

  1. Создание, видоизменение или уничтожение объектов (построил дом, уменьшил дозу),
  2. Чувственное восприятие объектов (слышу музыку, вижу город),
  3. Контактирование с объектом без его изменения (потрогал стену, погладил кота),
  4. Отношение к объекту (люблю фантастику, обожаю контрастный душ).

Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный.

Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Изучаем русский язык виды глаголов, примеры

Вывод

Отнести глагольную форму к какой-либо из групп не так уж и сложно. Стоит лишь помнить, что в большей степени следует анализировать значение главного и зависимого от него слова, а не внешнюю форму: один и тот же глагол в разном контексте может быть как переходным, так и непереходным.

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/kak-opredelit-perehodnyie-i-neperehodnyie-glagolyi-v-russkom-yazyike

Что такое переходный и непереходный глагол? Определение, признаки, различия

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол — это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность — это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, — человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты).

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое пассивный залог

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать).
  • Немалая их часть — возвратные (вернуться, забавляться, подниматься).

Как определить переходность?

Переходные и непереходные (и возвратные) глаголы легко отличить друг от друга, опираясь на несколько правил. Постарайтесь запомнить следующее:

  • Переходные глаголы управляют только существительными и местоимениями без предлога, стоящими в винительном и родительном падеже (водить автомобиль).
  • Если непереходный глагол сочетается с существительным винительного падежа, перед последним всегда стоит предлог (сесть в автомобиль).
  • Возвратный (оканчивающийся на «-ться») глагол всегда будет непереходным (влюбиться, решиться, появиться).

Стоит отметить, что признак переходности по своей природе только грамматический. По большому счету между переходными и непереходными глаголами нет четкой разницы, они легко взаимодействуют между собой. Сравните: идти по дороге — перейти дорогу.

Таким образом, мы узнали как особенности переходных и непереходных глаголов, так и признаки, по которым их легко отличить. Самый простой и верный: проверить, сочетается ли слово с существительным, местоимением в винительном падеже именно без предлога. Если да, то это переходный глагол, нет — непереходный. Но такое различие важно, по сути, только с грамматической позиции.

Источник: https://FB.ru/article/365723/chto-takoe-perehodnyiy-i-neperehodnyiy-glagol-opredelenie-priznaki-razlichiya

Как определить переходность глагола?

Переходность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла в рус­ском язы­ке. Узнаем, как опре­де­лить пере­ход­ность гла­го­ла с помо­щью без­оши­боч­но­го алго­рит­ма.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре гла­го­ла как части речи важ­но пра­виль­но ука­зать его пере­ход­ность или непе­ре­ход­ность.

Прежде чем соста­вить алго­ритм опре­де­ле­ния это­го при­зна­ка, напом­ним, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка.

Что такое переходность глагола?

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ет гла­гол, может пря­мо пере­хо­дить на пред­мет.

Понаблюдаем:

Надя несёт (что?) кор­зин­ку с ово­ща­ми.

Девочка нари­со­ва­ла (кого?) зай­чи­ка.

Глаголы «несёт» и «нари­со­ва­ла» не про­сто обо­зна­ча­ют дей­ствие, а такое дей­ствие, кото­рое свя­за­но с объ­ек­том (зай­чик, кор­зин­ка), на кото­рое оно направ­ле­но. Такие гла­го­лы назы­ва­ют­ся пере­ход­ны­ми. От пере­ход­ных гла­го­лов мы можем задать вопро­сы кого? что?

  • пой­мать (кого?) оку­ня;
  • кор­мить (кого?) козу;
  • позвать (кого?) тебя;
  • спро­сить (кого?) вас;
  • сла­вить (что?) Родину;
  • охра­нять (что?) при­ро­ду.

Их грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся спо­соб­ность при­со­еди­нять суще­стви­тель­ные или место­име­ния в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Иногда пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если назы­ва­ют

1. часть от цело­го

  • выпить (чего?) ква­са (име­ет­ся в виду ста­кан ква­са);
  • поесть (чего?) моро­же­но­го (то есть пор­цию моро­же­но­го);

2. при гла­го­ле с отри­ца­ни­ем «не»

  • не встре­тить (чего?) поез­да;
  • не услы­шать (чего?) ново­стей;

3. при ука­за­нии боль­шо­го коли­че­ства

  • насо­би­рал (чего?) гри­бов;
  • нарва­ли (чего?) цве­тов.

Все осталь­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Действие, кото­рое они обо­зна­ча­ют, не пере­хо­дит на пред­мет или лицо. К ним мож­но зада­вать любые падеж­ные вопро­сы:

  • р. п. стою (у чего?) у реки;
  • д. п. раду­юсь (чему?) Рождеству;
  • в. п. спро­шу (у кого?) у мамы;
  • т. п. встре­тим­ся (с кем?) с дру­зья­ми;
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о путе­ше­ствии.

Отметим, что мно­гие суще­стви­тель­ные и место­име­ния при непе­ре­ход­ных гла­го­лах име­ют в сво­ей падеж­ной фор­ме пред­ло­ги, в том чис­ле и в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Значит, пред­лог у суще­стви­тель­но­го — это мар­кер непе­ре­ход­но­сти свя­зан­но­го с ним гла­го­ла. Непереходными явля­ют­ся так­же все воз­врат­ные гла­го­лы, так как в силу сво­их грам­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей они не могут пере­но­сить дей­ствие на объ­ект.

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­ки бро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­ка сто­ять на мосту
напи­сать пись­мо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить коман­дой

В ито­ге наших рас­суж­де­ний, сде­ла­ем вывод, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в рус­ском язы­ке.

Переходность — это спо­соб­ность гла­го­ла пере­но­сить дей­ствие на лицо или пред­мет в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, пере­ход­ный гла­го­ла или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм рас­суж­де­ний.

Алгоритм определения переходности глагола

1. В первую оче­редь оты­щем в пред­ло­же­нии гла­гол, задав к нему вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? и пр.

2. Обратим вни­ма­ние, воз­врат­ный или невоз­врат­ный гла­гол. Если гла­гол воз­врат­ный, зна­чит, он непе­ре­ход­ный.

3. Если гла­гол невоз­врат­ный, важ­но отыс­кать то сло­во, на кото­рое направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное им. Переходный гла­гол все­гда име­ет при себе суще­стви­тель­ное или место­име­ние в фор­ме вини­тель­но­го (роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га. Такие сло­ва не про­сто сто­ят в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме, а обо­зна­ча­ют объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное гла­го­лом.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «ждать час» гла­гол «ждать» непе­ре­ход­ный, так как его дей­ствие не пере­хо­дит на объ­ект, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа.

Сравним:

  • ждать (кого?) подру­гу;
  • ждать (что?) рож­де­ние сына.

4. Зададим от гла­го­ла вопрос к зави­си­мо­му сло­ву и опре­де­лим падеж.

5. Проанализировав грам­ма­ти­че­скую ситу­а­цию, сде­ла­ем вывод о пере­ход­но­сти или непе­ре­ход­но­сти гла­го­ла.

Образцы рассуждений

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным алго­рит­мом опре­де­лим пере­ход­ность гла­го­ла в пред­ло­же­ни­ях.

Серый коте­нок лака­ет моло­ко из мисоч­ки.

Котенок (что дела­ет?) лака­ет.

1. Слово «лака­ет» — это гла­гол, так как обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та.

2. Глагол «лака­ет» невоз­врат­ный (у него нет пост­фик­са -ся).

3. От него зави­сит сло­во «моло­ко»:

лака­ет (что?) моло­ко

4. Слово «моло­ко» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Это пря­мое допол­не­ние.

5. Глагол «лака­ет» пере­ход­ный.

Дедушка пошел за водой к колод­цу.

Дедушка (что сде­лал?) пошёл.

Слово «пошёл» — это гла­гол.

2. Глагол «пошёл» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сят суще­стви­тель­ные:

  • пошёл (за чем?) за водой (т. п.);
  • пошел (к чему?) к колод­цу (д. п.)

4. Зависимые сло­ва «за водой» и «к колод­цу» име­ют фор­му тво­ри­тель­но­го и датель­но­го паде­жа с пред­ло­га­ми. Это кос­вен­ные допол­не­ния.

5. Глагол «пошёл» непе­ре­ход­ный.

Слушая скрип­ку, мы попа­да­ем в чудес­ный мир музы­ки.

Мы (что дела­ем?) попа­да­ем.

1. Слово «попа­да­ем» — это гла­гол.

2. Глагол «попа­да­ем» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сит суще­стви­тель­ное:

попа­да­ем (во что?) в мир.

4. Существительное «в мир» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

5. Глагол «попа­да­ем» непе­ре­ход­ный.

урок «Переходные и непереходные глаголы»

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-perehodnost-glagola.html

Формы глагола: переходная и непереходная

Тема переходности глаголов в русском языке может показаться сложной. Но это только на первый взгляд. Важно по порядку разобраться в теме, начиная с общего понятия. Итак, что такое переходность и как ее определить.

Переходность глагола

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие. Без него отраженная в нашей речи картинка мира была бы статична и скучна. Одна из главных характеристик глагола состоит в его переходности. Этот постоянный признак остается неизменным.

Функции глагола в предложения в предложении: отразить действие, выполняя роль сказуемого; перенести действие на дополнение, образуя словосочетание.

Переходные формы существуют для того, чтобы можно было выразить несамостоятельные действия. Без дополнения такие действия выглядят незавершенными и не имеют смысла.

  • Выпить (что?) кофе.
  • Поприветствовать (кого?) друга.
  • Посадить (что?) дерево.

Общим для этих словосочетаний, будет то, что в них переходный глагол «управляет» дополнением без какого-либо предлога.

Переходные и непереходные глаголы. Примеры — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го гла­го­ла.

Что такое переходные глаголы

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, напри­мер:

  • пре­вос­хо­дить (кого?) сопер­ни­ка;
  • нести (что?) кор­зин­ку;
  • раз­ли­чать (что?) при­зна­ки;
  • уви­деть (кого?) её;
  • заме­тить (что?) нечто серое.

Переходными назы­ва­ют­ся гла­го­лы, дей­ствие кото­рых пере­хо­дит на дру­гой пред­мет (объ­ект).

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­ки бро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­ка сто­ять на мосту
напи­сать пись­мо помо­гать маме
учу уро­ки руко­во­дить коман­дой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жа­ет­ся:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га:

  • встре­тить (кого?) подру­гу;
  • нари­со­вать (что?) пей­заж;
  • хва­лить (кого?) его;
  • обо­зна­чить (что?) что-либо;

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го:

  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса;

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отри­ца­ни­ем:

  • не подо­ждешь (кого?) при­я­те­ля;
  • не брал (чего?) тет­ра­ди;
  • не услы­шал (кого?) его;
  • не вижу (чего?) ниче­го.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, напри­мер:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, не направ­лен­ные на какой-либо пред­мет.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
  • верить (во что?) в спра­вед­ли­вость;
  • сочув­ство­вать (кому?) ему;
  • раз­мыш­лять (над чем?) над  чем-то.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два пред­ло­же­ния:

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие гла­го­лы:

  • пока­зал (что?) мир;
  • офи­цер (что сде­лал?) пока­зал­ся.

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го допол­не­ния.

В рус­ском язы­ке все воз­врат­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шут­ку;
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сест­ру;
  • оскор­бить­ся (чем?) заме­ча­ни­ем;
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти реше­ния.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в фор­мах:

1. роди­тель­но­го паде­жа:

  • отвык­нуть (от чего?) от при­выч­ки;
  • доби­вать­ся (чего?) успе­хов;
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дере­ва;

2. датель­но­го паде­жа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подру­ге;
  • слу­жил (чему?) Отечеству;
  • ску­чать (по чему?) по дому;
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спор­том;

3. вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом:

  • вери­ла (во что?) в судь­бу;
  • попасть (во что?) в мир кар­тин;
  • вой­ти (во что?) в зал; 
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

4. тво­ри­тель­но­го паде­жа:

  • пове­я­ло (чем?) вес­ной;
  • уто­ми­ла (чем?) рас­ска­зом;
  • доро­жим (чем?) вре­ме­нем;
  • шумит (над чем?) над горо­дом;

5. пред­лож­но­го паде­жа:

  • пла­вать (в чём?) в реке;
  • сто­ять (на чём?) на крыль­це;
  • жить (в чём?) в доме.

урок

ПредыдущаяСледующая

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как образуется сравнительная степень прилагательных в английском

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45470-perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-primery.html

Глаголы переходные и непереходные – что это такое

Переходность глагола – одна из самых сложных тем, изучаемых в 6 классе. Овладев данным понятием, можно избежать ошибок, а также расширить свой лексический диапазон за счет правильно образованных словоформ.

Что такое переходность

одными в русском языке называются глаголы, которые могут управлять дополнением без предлога. Чаще всего управляемое слово стоит в винительном падеже.

Таблица 1. Примеры обеих форм

ПереходныеНепереходные
Тащить чемодан Гулять на улице
Заметить номер Прыгнуть с мостков
Нарисовать картину Звонить родителям
Запомнить стихотворение Управлять автомобилем

Подчиненная часть речи при этом может быть именем существительным либо местоимением.

Пример: На реке отец увидел ее. Увидел – переходный тип.

Грамматический смысл состоит в том, что действие переходит на управляемый объект. При этом зависимое слово можно преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Например: Встретить друга – встреченный мною друг. Выпить воды – выпитая ребенком вода.

Зависимое слово может быть выражено следующими конфигурациями:

  • Существительным или местоимением в В.п.: узнать новость, изобразить удивление, научить их, подчеркнуть это.
  • Существительным в Р.п. в значении части чего-либо, некоторого количества целого: Отведайте щей, салата. Выпить воды. Из погреба принесла картошки.
  • Именем существительным или местоимением в родительном падеже, зависящим от конструкции с отрицательной частицей не: Не встретишь тети. Не видел карандашей. Не пригласил их. Не узнал его.

Как отличить переходную форму

Непереходные формы

Непереходный вид глаголов отличается тем, что действие не направлено на предмет. Такие слова можно определить по невозможности управлять словом в винительном или родительном падеже, кроме предложных конструкций.

Например: Думать о стране. Мечтать о море. Петь для них. Заботиться о нем.

Слово, зависящее от части речи со свойством непереходности, нельзя преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Правило: возвратные словоформы не нуждаются в подчиненном слове и почти всегда характеризуются непереходностью.

Значение различных грамматических форм

Свойства многозначных слов

Многозначными называются те слова, которые несут различный лексический смысл исходя из контекста. Переходность и непереходность таких глаголов зависит от их значения в каждом конкретном случае.

Пример: Он переводит (что?) текст. Сказуемое “переводит” управляет словом в В.п. (текст). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим другое значение этого слова: Не мешайте ему переводить. Слово “переводить” в данном случае не требует дополнения и характеризуется непереходностью.

Порядок определения грамматических свойств

Рассмотрим алгоритм действий на примере.

  • На столе он увидел (что?) вазу с цветами. Сказуемое имеет подчиненное слово без предлога в В.п. (вазу). Конструкцию можно преобразовать в страдательное причастие: увиденная им ваза. Следовательно, тип переходный.
  • На днях она увиделась с (кем?) друзьями. Сказуемое “увиделась” употреблено с зависимым словом в Т.п. с предлогом (с друзьями). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим, как определить переходность любого глагола, если слово дано вне контекста.

  1. Подобрать зависимое слово в В.п. или Р.п. без предлога.
  2. Преобразовать конструкцию в страдательное причастие.

Если удалось сделать и то, и другое, глагол является переходным, если нет, – непереходным.

Алгоритм определения грамматических свойств

Переходные конструкции сочетаются с дополнением, стоящим в винительном или родительном падеже. Если такое дополнение не требуется или его невозможно подобрать, то перед нами непереходный вид.

Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-perehodnye-i-neperehodnye-chto-eto-takoe.html

Переходные и непереходные глаголы: как определить переходность

Одна из грамматических характеристик, которую стоит упоминать при разборе глаголов в русском языке — это переходность. Эта особенность описывает способность глагола к присоединению прямого дополнения в предложении. То есть, может ли он управлять существительными, которые в контексте используются для обозначения объекта действия.

Например: починить компьютер, съесть шоколадку, стоять возле входа, умнеть на глазах.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке имеют некоторые различия и свои особенности.

Что такое переходной глагол

Переходной глагол обозначает действие, которое происходит или направлено на предмет или существо. В предложении между ними существует грамматическая связь, из-за которой глагол влияет на беспредложную форму слова и помещает его в винительный падеж. Если же глагол в негативном значении или речь идет о какой-то части, называемой существительным, то падеж становится родительным.

Пример: пригласить (кого?) друзей, испытывать (что?) страх, не покупать (чего?) энциклопедий, выпить (чего?) соку.

Переходные глаголы могут обозначать:

  1. Процессы создания, внесения корректив или уничтожения объекта или существа (написать конспект, порвать рукопись, отредактировать фото).
  2. Отношение говорящего к какому-нибудь явлению или объекту (обожать джаз, предпочитать вино).
  3. Некоторое воздействие, которое физически никак не влияет на предмет или существо (обвинил соседа, погладить собаку).
  4. Процессы восприятия мира осязанием, слухом, зрением или другими чувствами (видеть звезды, чувствовать холод).

Что такое непереходный глагол

Непереходные глаголы передают действие, которое не нуждается в прямом объекте, потому что не способно перейти на него. Важно запомнить, что такой вид глаголов крайне редко может сочетаться с наименованием предмета или существа, которое использовано в винительном падеже.

Пример: жить с соседями, вздремнуть на кровати, петь в машине, преподавать в музыкальной школе.

Лексическое значение непереходных глаголов может быть следующим:

  1. Название занятий, будь-то рутинных или в профессиональной деятельности (преподавать, лениться, убирать, музицировать).
  2. Обозначение движений объекта и в целом его существования (быть, находиться, передвигаться, являться).
  3. Описание процесса перемен, происходящих с объектом или существом (портиться, краснеть, подрастать, умнеть).
  4. Констатанта положения объекта в пространстве, его состояния, физических особенностей, психологических ощущений и т.д. (стоять, простудиться, погрустнеть, обрадоваться).

К непереходным глаголам относятся все возвратные — влюбляться, собираться, обниматься.

Как определить переходность глагола

Поскольку переходность глагола влияет в первую очередь на значение слова и взаимодействие его с существительным, то определить это грамматическое состояние можно логически разобрав словосочетание.

Если глагол выражает прямое воздействие на предмет или существо, а описывающее этот объект существительное находится в родительном или винительном падеже, то мы имеем дело с переходным глаголом. Если же по контексту глагол лишь помогает определить в каком состоянии или положении находится объект, но не влияет на него — значит он непереходной.

Также можно обращать внимание на потребность в предлоге между глаголом и существительным, использованным в винительном падеже. Если он нужен (пересесть в автобус) — значит этот глагол является непереходным.

Источник: https://russkyaz.ru/slova/glagoly/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-kak-opredelit-perehodnost.html

Как определить переходность глагола

Глагол – самостоятельная часть речи с постоянными морфологическими признаками, одним из которых является переходность. Этот критерий определить сложно, потому что надо искать подчиненное слово, устанавливать его падеж, разбираться с отрицательными и частичными глаголами. Давайте установим переходность по упрощенной и понятной схеме.

1

Как определить переходность глагола – предисловие

Переходные глаголы ( п. г.) означают действие, переключающееся на объект, выраженный существительным в В. п. без предлога. – Сочиняю (что?) резюме, ищу (кого?) подругу. Непереходные – показывают движение предмета, его психофизическое состояние (бежать по тропке, говорить о делах).

У переходных глаголов подначальное слово может быть и в родительном падеже:

  • Глагол выступает с отрицательной частицей – Не уразумел примера. Не тратить времени. Переходность легко проверить, поставив зависимое слово в В. п.: не уяснил (что?) пример, не тратить (что?) время.
  • При выражении частичности. Хлебнуть вина, выпить вино.

Важно: возвратные глаголы являются непереходными. – Альпинист спустился вниз. Пассажиры возвращаются домой.

2

Как определить переходность глагола – инструкция

  • Отыщите глагол, поставьте от него вопрос В. п. (кого? что?) к подчиненному слову (обычно это прямое дополнение). Когда найдете существительное, смотрите, если у него нет предлога – это переходный глагол. Пример: Лесник принес (п. г.) воду из дальнего родника. Ребенок бросил (п. г.) игрушку на пол и побежал дальше. Спусти (п. г.) мне лестницу.
  • У вас в словосочетании глагол с частицей “не”, а зависимое слово стоит в Р. п. без предлога? Это тоже переходный глагол. – Бабушка бродила по лесу долго, но не нашла (п. г.) ни одного гриба, даже мухоморов. Профессор не начал (п. г.) лекцию ровно в десять часов, а прочитал ее немного позже.
  • Вы нашли глагол, определяющий часть предмета, он – переходный. К примеру: Брат велел мне принести (чего?) дров из сарая для растопки.

Итак, как узнать переходность глагола вы уяснили, проанализировали примеры, осталось немного поупражняться, чтобы лучше усвоить теоретические знания.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-opredelit-perehodnost-glagola

Как определить переходность глагола? — Как там быть

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го гла­го­ла.

Переходные и непереходные глаголы в английском языке

Вновь возвращаемся к грамматике английских глаголов. Мы уже знаем, что они бывают модальные, правильные и неправильные, служебные и смысловые, а также личные и неличные. Осталось нераскрытой еще одна важная грамматическая категория – переходные и непереходные глаголы в английском языке. Что это за явление и в чем выражается его важность, узнаем в сегодняшнем материале.

За что отвечает категория переходности?

Значение данного грамматического момента скрыто в самом его названии. Если глагол переходный, то действие, которое он обозначает, относится к дополнению, т.е. сказуемое направлено не на субъекта (подлежащее), а на посторонний объект. Без прямого дополнения построение высказываний с такими глаголами невозможно! В некоторых случаях добавляется еще и косвенное дополнение.

Грамматическая основа Прямое дополнение Перевод
She bought a new book. Она купила новую книгу.
He lent me (косвенное) some money (прямое) Он одолжил мне немного денег.
We pay bills every month. Мы оплачиваем счета каждый месяц.

В противовес им, непереходные глаголы не переносят свое значение на косвенные лица/предметы, т.е. действие по смыслу связано именно с субъектом. Такие сказуемые могут использоваться самостоятельно или с дополнением, присоединенном предлогом.

Предложение Перевод
Jack arrived last Sunday. Джек приехал в прошлое воскресенье.
Let’s go! Пойдем!
The cat is sitting on the chair. Кошка сидит на стуле.

Таким образом, переходные и непереходные глаголы в английском языке формируют разный порядок слов в предложении. Возле первых обязательно должно присутствовать прямое дополнение, а вторые вовсе его не требуют. Кроме того, именно наличие переходности позволяет употреблять глаголы в пассивном залоге. В противном случае образование страдательной конструкции невозможно.

Страдательный залог
The book was bought by her. Книга была куплена ею.
Money was lent by him. Деньги были одолжены им.
The bills are paid by us. Счета оплачиваются нами.

Стоит упомянуть, что не всегда переходные глаголы английского и русского языков совпадают. Чтобы не ошибаться, советуем запоминать свойства глаголов сразу при изучении слов.

Переходные и непереходные глаголы в английском языке – списки популярных глаголов

В некоторых словарях возле глаголов сразу указывают наличие или отсутствие переходности. Для этого используются обозначения v.t. (verb transitive – глагол переходный) и v.i. (verb intransitive – гл. непереходный). Для упрощения мы сделали две таблицы: непереходные и переходные глаголы в английском языке.

Непереходные глаголы
arrive прибывать
depart отправляться
bark лаять
boggle пугаться
exist существовать
die умирать

Источник: https://speakenglishwell.ru/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-v-anglijskom-yazyke/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English lessons
Как улучшить разговорный английский

Закрыть