Что такое условное наклонение

Что означает условное наклонение. Условное наклонение

что такое условное наклонение

Мы продолжаем изучать английскую грамматику, и сегодня мы хотим вас познакомить с любопытным грамматическим феноменом в английском языке. Это условное наклонение или Conditional Mood. Мы рассмотрим типы данного наклонения, примеры предложений с ним и т. д. Как строится условное наклонение в английском языке?

Условное наклонение в английском — весьма интересная штука. Как и в русском языке, условное наклонение in English указывает на то, что действие может или должно совершиться при каком-нибудь условии. Но все-таки есть и существенные отличия от русского.

Предложения в условном наклонении — это сложные предложения, состоящие обычно из двух простых, из которых одно главное, а второе — зависимое. Главное предложение выражает условие действия в зависимом предложении.

Загвоздка в том, что в английском языке три случая или типа условного наклонения, тогда как в русском их всего лишь два. Но разобравшись внимательно, вы поймете, что все не так уж сложно.

В русском языке: первый тип выражает реальное условие в настоящем времени; второй тип выражает нереальное условие в прошедшем времени.

  • Если я пойду домой, я пообедаю.
  • Если бы я пошел домой, я бы пообедал. (А так как я не пошел домой, то и не пообедал, то есть действие нереально при данном условии)

В английском языке: первый тип выражает реальное условие в настоящем времени; второй тип выражает реальное условие в прошедшем времени; третий тип указывает на нереальное условие в прошедшем времени. Проследим то же самое предложение, но на английском языке:

  • If I go home, I will have lunch
  • If I went home, I would have lunch
  • If I had gone home, I would have had lunch.

А теперь рассмотрим каждый тип Conditional Mood в изучаемом нами языке отдельно.

Самый легкий — первый тип!

Это действительно проще простого. Здесь мы имеем дело с реальным условием в настоящем времени.

Обратите внимание на фразу If I have money, I buy a car (Если у меня будут деньги, я куплю машину). часть этого предложения может быть и в будущем времени: If I have money, I will buy a car.

Например:

  • If you drink a lot of coffee, you have problems with your heart. Или: If you drink a lot of coffee, you will have problems with your heart. — Если ты пьешь много кофе, у тебя будут проблемы с сердцем.

Но придаточное предложение в английском языке ни в коем случае не может быть в будущем времени. После слова If глагол должен стоять в настоящем времени Present Simple. То есть придаточное предложение стоит в настоящем времени , а главное — в будущем.

Примеры предложений:

  • If you eat a lot of sweets, you will have problems with your teeth. — Если ты будешь есть много сладостей, у тебя будут проблемы с зубами
  • I will speak with Tom, if I find him. — Я поговорю с Томом, если найду его
  • If we go home, we will have a rest. — Если мы пойдем домой, мы отдохнем.

Как мы видим, в каждом предложении реальное действие при реальном условии.
Три типа английского условного наклонения

Второй тип условного наклонения

Источник: https://KaraokeRox.ru/chto-oznachaet-uslovnoe-naklonenie-uslovnoe-naklonenie.html

Наклонение глаголов

что такое условное наклонение

Глагол может употребляться в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или произойдёт.

Они изменяются по временам, лицам и числам:

читал, читала, читаю, читают, буду читать, будешь читать.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое произойдёт только при определённых условиях.

Форма условного наклонения образуется путём прибавления к глаголу в прошедшем времени частицы бы (б). 

Глаголы в условном наклонении не имеют времени, но изменяются по родам и числам:

уснул бы, сделала бы, издало бы, свершились бы.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают волеизъявление, приказание, просьбу, совет говорящего.

Форма повелительного наклонения единственного числа образуется путём прибавления к основе настоящего (простого будущего) времени суффикса —и-:

учат — учи, заберут — забери.

Иногда она образуется без суффикса —и-:

глянут — глянь. тронут — тронь.

Форма повелительного наклонения множественного числа образуется путём прибавления к форме повелительного наклонения единственного числа окончания -те:

принеси — принесите, иди — идите.

! В форме повелительного наклонения на конце глагола после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак.

Например: достань, поставь, намажь.

Если просьба, приказание, совет говорящего направлены не к 1-му и 2-му лицу, то форма повелительного наклонения образуется путём прибавления к глаголу в изъявительном наклонении настоящего или будущего времени частиц пусть, пускай, давай, да:

пусть придёт. пускай нарисует, давай помечтаем, да будет мир.

Глаголы в повелительном наклонении не имеют времени. Они изменяются только по числам.

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/3376

Второе условное наклонение в английском примеры. Что такое условное наклонение в английском языке: примеры. очевидных последствиях определенного действия

что такое условное наклонение

Наклонение в английском языке, как и в русском, помогает понять, как говорящий рассматривает действие по отношению к действительности. Наклонение относится к . Выделяют три наклонения:

  • Изъявительное наклонение (Indicative Mood) – действие рассматривается как реальное.
  • Повелительное наклонение(Imperative Mood)– выражает побуждение к действию, приказ, просьбу, совет.
  • Сослагательное наклонение(Subjunctive Mood) – действие рассматривается не как реальный факт, а как предположение или пожелание.

Как правило, при изучении темы “Наклонение в английском языке” затруднения могут возникнуть только с сослагательным наклонением. С остальными все просто.

Изъявительное наклонение в английском языке

В подавляющем большинстве случаев глагол используется именно в изъявительном наклонении – речь идет о реальном действии в настоящем, или . Глагол может быть в любой видовременной форме, в действительном или . Иначе говоря, глагол в изъявительном наклонении – это “просто глагол”.

I don’t speak Spanish. – Я не говорю по-испански.

Robert lost his wallet. – Роберт потерял свой бумажник.

Have you seen this man? – Вы видели этого человека?

Повелительное наклонение в английском языке

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию. Можно выделить утвердительную форму и отрицательную. Утвердительная форма образуется очень просто – нужно просто взять глагол в его “словарной” форме, то есть без частицы to.

Turn right, then left. – Поверни направо, затем налево.

Get in the car. – Садитесь в машину.

Tell me the truth. – Расскажи мне правду.

Если в повелительное предложение добавить волшебное слово please, оно может из приказа превратиться в просьбу, хотя многое все же зависит от интонации и контекста.

Источник: https://silmag123.ru/vtoroe-uslovnoe-naklonenie-v-angliiskom-primery-chto-takoe-uslovnoe/

Условное наклонение: примеры. Формы условного наклонения :

О том, как образуется и употребляется в русской речи условное наклонение, повествует эта статья. Чтобы детям было интереснее знакомиться со сложной темой, можно использовать сказку. Занимательная история про условное наклонение наверняка запомнится учащимся скорее, нежели сухое изложение материала. Итак, читаем сказку и находим в ней намёк, что издревле был добрым молодцам хорошим уроком.

Первая глава сказки о том, как образовалось условное наклонение

Жили-были в Глагольном государстве самые разные слова. Конечно, основную массу населения составляли глаголы. Но рядышком с ними проживали и частицы, и краткие прилагательные. Только вот глаголы считали себя особами высшего сословия, а остальных ни в грош не ставили. Особенно доставалось от них частицам. Очень уж малы они были, не могли отпора дать.

Больше всех гордились глаголы повелительного наклонения. Просто господ из себя строили.

— Все должны нам подчиняться. А ну-ка, быстро исполняйте наши приказы! Шагом марш на кухню! Готовить обед, посуду мыть – ать-два!

Они даже другие глагольные формы ни во что не ставили. Остальные жители государства очень обижались на них, но ничего поделать не могли. И потихоньку перестали общаться с ними. Только глаголы повелительного наклонения на это не обращали никакого внимания – продолжали командовать.

А тут глагол в прошедшем времени возьми да и подружись с частицей Бы! Да так им понравилось быть вместе, что стали они не разлей вода – куда один, туда и второй. Заберутся куда-нибудь от всех подальше и мечтают

«Вот если бы дождичек хороший прошёл, грибов в лесу много бы выросло!» – говорит один. «И мы бы тогда пошли и набрали целую корзину!» – вторит его собеседник. Только дождя всё нет как нет. Уж и земля от жары потрескалась, и деревья листву сбросили, какие уж тут грибы? Ведь если нет условий для совершения действия – нет и самого действия.

Посидят-посидят друзья да снова примутся мечтать. Только всё время частица Бы какое-нибудь условие ставит: то в кино можно было бы пойти, если б занятия в школе пораньше закончились, то мороженого неплохо бы поесть, да горло болит. Так образовалось условное наклонение.

Глава вторая: о том, как друзья в космический полёт собирались

Иногда товарищей просто заносило в ирреальность. Они, например, начинали размышлять о том, что было бы, если б на город опустился корабль с инопланетянами. И такие у них получались предложения с условным наклонением, что хоть книгу фантастическую записывай! «Мы бы подружились с пришельцами из космоса и попросились к ним на планету немного погостить!» Нет, ну кто-нибудь такое слышал? Смех, да и только! И ведь это пример употребления собственно условного наклонения в прямом значении!

Почему в прямом значении? Да просто в реальности такое невозможно, а вот в фантастическом либо параллельном мирах – запросто. Потому и относят этот вариант к контрфактивному значению условного наклонения.

Третья глава: о том, как друзья реальные советы давали

Стоит сказать, что иной раз прямое значение их мечтаний было гипотетическим, то есть вполне допустимом в реальном мире. Друзья даже могли дать дельный совет соседям. Чёткие рекомендации не раз помогали избежать неприятностей, хотя в них и использовалось условное наклонение. Примеры нужны? Пожалуйста!

Вот стал их сосед дом строить себе новый. Да прямо на песок и кладёт кирпичи – стену возводит. Вот и не выдержали товарищи, подошли и сказали ему напрямик: «Ты бы, дружище, сначала фундамент залил, а потом уж и кирпичную кладку делал!» Скромно так намекнули, осторожно, а незадачливый строитель послушался их – и избежал громадных неприятностей!

Глава четвёртая: о том, как друзья соседей организовали на помощь, или Прямое значение собственно условного наклонения в положительной и отрицательной коннотации

Умели друзья не только желания свои выражать да бесцельно мечтать о несбыточном. Иной раз они так сказать могли, пристыдить окружающих, что тем долго ещё щёки красные прятать приходилось. Вот, например, как при помощи формы условного наклонения они заставили соседей помочь дом строить: «Хоть помог бы кто! Хотя бы у одного совесть проснулась!» И, выразив свою отрицательную коннотацию, сами первыми взялись за лопату – рыть яму под фундамент.

Они при необходимости и на место могли поставить зарвавшегося соседа. Даже прогнать кое-кого удавалось при помощи сослагательного наклонения. «А не могли бы вы для своих прогулок, господин хороший, выбрать подальше закоулок?» – после такой фразы вряд ли у кого-либо останется желание находиться рядом с теми, кому данное присутствие нежелательно.

Пятая глава: о том, как друзья Красную Шапочку от Волка спасли, или Переносное значение условного наклонения

Так что это только на первый взгляд могли показаться друзья бесхребетными да бесхарактерными. На самом деле они умели и совет хороший дать, и поругать. Но делали это мягко, осторожно. Такое действие ещё называют прагматической функцией наклонения.

То есть друзья говорят реальные вещи, но не в категоричной форме, поэтому и говорят, что в предложении условное наклонение использовано в переносном значении, ведь условий-то никаких не нужно для совершения действия.

«Мы бы посоветовали тебе, милая девочка, не разговаривать с этим животным», – вмешались друзья однажды в беседу Красной Шапочки с Серым Волком. Строго так сказали, с напором.

И, хотя частица Бы, как всегда, стояла рядом с глаголом, Волку стало понятно, что она здесь присутствует только для смягчения обращения, чтобы не напугать девочку.

«Шёл бы ты, забияка, своей дорогой, а то как бы не схлопотал промеж ушей вот этой дубиной!» – пригрозили они злобному и хитрому хищнику. И прозвучала фраза так, будто бы друзья использовали повелительное наклонение.

Шестая глава: о том, как условное наклонение избрали в правительство государства

Началась в стране предвыборная кампания. Повелительное наклонение, конечно же, сразу же стало баллотироваться на пост президента. «Голосуем за нас! Живо всем идти на выборы! Выбирай повелительное наклонение!» – вопило оно на всех перекрёстках.

И только условное наклонение скромно заявило: «Нам бы другое правительство выбрать, товарищи. Если бы все сплотились, мы могли бы создать по-настоящему счастливое общество».

И задумались жители страны: «Не могли бы вы нам помочь построить в государстве детский сад и больницу? А ещё было бы здорово, если на берегу моря мы построили бы санаторий для отдыха всех, кто хочет, да ещё абсолютно бесплатно!» И согласились «глаголяне».

Так смогли при помощи просьбы друзья организовать в стране начало строительства целого социального комплекса. И вроде бы не было тут приказа, а отказать не смог никто. Так условное наклонение превратилось в повелительное.

Подумали граждане Глагольного государства, да и избрали в президенты друзей. Но они всё-таки взяли себе в помощники и представителей других наклонений. Чтобы всё было по справедливости. Так и стали вместе править страной и изъявительное, и условное, и повелительное наклонение. Одна голова, как говорят, хорошо, а когда много умов, это даже и лучше.

Коротко о главном

Форма условного (сослагательного) наклонения по написанию совпадает с глаголом прошедшего времени в сочетании с частицей «бы». С глаголами частица пишется всегда раздельно. Она может стоять в предложении в любом месте.

Глагол образуется так же, как и форма прошедшего времени, то есть от основы неопределённой формы с суффиксом -л-. Он изменяется по родам и числам. Также глагол спрягается по схеме прошедшего времени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как образуется present perfect

Источник: https://www.syl.ru/article/170739/new_uslovnoe-naklonenie-primeryi-formyi-uslovnogo-nakloneniya

Типы условного наклонения в английском языке и правила образования

By Наталья Авг 20, 2018

Во время изучения иностранного языка у людей обычно возникает большое количество трудностей. В английском такой трудной темой являются условные наклонения (условные предложения), которые довольно трудно даются иностранцам. На самом деле всё не так сложно, как кажется на первый взгляд.

 Что такое условное наклонение в английском языке?

Условные наклонения – это сложноподчинённые предложения, состоящие из двух простых частей, одна из которых (главная) выражает какое-либо действие, а вторая (придаточная) обозначает условие для исполнения этого действия. Соединяет их обычно союз if. Пример: If the weather is nice (условие), I will go for a walk (действие). – Если погода будет хорошая (условие), я пойду гулять (действие).

В английском языке выделяют несколько типов предложений в условном наклонении:

  • Первый тип (First Conditional);
  • Второй тип (Second Conditional);
  • Третий тип (Third Conditional).

Примечание: часто иностранные преподаватели выделают четвёртый тип условного наклонения – нулевой(Zero Conditional).

Чем типы условных наклонений в английском языке отличаются от русского варианта?

трудность изучения условных наклонений состоит в том, что в английском их выделают три (иногда четыре), но в русском их только два:

  1. реальное условие;
  2. нереальное условие.

Пример:

  • Если я просплю, то опоздаю в школу. – реальное условие.
  • Если бы я проспал, то опоздал бы в школу. – нереальное условие.

Теперь то же самое, но в английском языке.

Пример:

  • If you save up your money, you will buy a new blue car. – Если ты подкопишь, то купишь новую голубую машину. (Реальное условное наклонение в будущем).
  • If you saved up your money, you would buy a new blue car. – Если бы ты подкопил, то купил бы новую голубую машину. (Нереальное условное наклонение в настоящем).
  • If you had saved up your money last year, you would have bought a new blue car. – Если бы ты подкопил в прошлому году, то купил бы новую голубую машину. (Нереальное условное наклонение в прошлом).

В этом и заключается основная разница между условными наклонениями русского языка и английского.

Примечание: изучение условного наклонения подразумевают собой знание других грамматических правил английского языка: времена глаголов, неправильные и модальные глаголы, построение сложные предложение и другие.

Условное наклонение нулевого типа (Zero Conditional)

Это один из самых простых типов предложений в условном наклонении в английском языке как по построению, так и по значению.

Нулевое наклонение обозначает действие, которые является истиной:

  • законы точных и естественных наук (физики, математики, химии и т.д);
  • научные и общеизвестные факты;
  • утверждения, которые не требуют доказательства.

На русский язык нулевое условное наклонение переводится в основном настоящим временем. Строится он также с использованием только Present Simple.

Формула: If (when) + подлежащее + Present Simple, подлежащее + Present Simple.

Примеры:

  • If you heat ice, it melts. – Если ты нагреешь лёд, он растает.
  • If you are sick, you need to visit a doctor. – Если ты болеешь, тебе нужно посетить доктора.
  • If he drinks a coffee, he is full of energy. – Если он пьёт кофе, то он полон энергии.
  • If you fall, you get hurt. – Если ты упадёшь, тебе будет больно.
  • If you win the competition, you get a prize. – Если ты победишь в соревновании, то получишь приз.

Иногда нулевое условное наклонение может выражать чьё-то субъективное мнение, которое не всегда является истиной:

  • When a girl gets married, she gets ugly. – Когда девушка выходит замуж, она становится некрасивой. (Это непризнанный факт, что девушка после свадьбы обязательно должна стать некрасивой, но человек, говоря это, абсолютно уверен в правдивости своих слов).

Предложения в нулевом условном наклонение могут быть отрицательными и вопросительными:

  1. Отрицательнаяформа: Do – do not (don`t)/ does – does not (doesn`t). Примеры:If she does not (doesn`t) fall, she does not (doesn`t) get hurt. – Если она не упадёт, ей не будет больно.
  2. Вопросительнаяформа: Will + Present Simple, if + Present Simple? ПримерыWill she get hurt. If she falls? – Ей будет больно, если она упадёт?

Условное наклонение первого типа (First Conditional)

Условное наклонение первого типа обозначает реальные действия и ситуации, которые могут произойти в будущем. На русский язык обе части предложения можно перевести будущем временем, когда в английском они строятся немного по-другому.

Формула: If + подлежащее + Present Simple, подлежащее + will + глагол (Future Simple).

Вместо вспомогательного глагола will могут также использоваться и другие глаголы:

  • Can – может;
  • May – может;
  • Shall – будет.

Примеры:

  • If the weather is nice, I will go for a walk with my friends. – Если погода будет хорошая, я пойду гулять со своими друзьями.
  • If they go to the cinema, they will call me. – Если они пойдут в кино, то позовут меня.
  • If I work hard, I will get a good recommendation. – Если я будут усердно работать, то получу хорошую рекомендацию.
  • If you are patient for a few minutes, I will be able to finish this exercise. – Если ты подождёшь пару минут, я смогу закончить это упражнение.
  • If you study hard, you will be successful. – Если ты будешь усердно учиться, то станешь успешным.

Предложения могут меняться местами, их смысл от этого не изменится.

Также условные наклонения могут быть отрицательными (как отдельно главное или придаточное предложение, так и оба сразу).

Отрицание строится согласно времени:

  • Will – will not (won`t)
  • Do – do not (don`t)/ does – does not (doesn`t)

Примеры:

  • He will be late if he does not (doesn’t) hurry. – Он опоздает, если не поторопится.
  • They will not (won`t) buy a new car, if it cost very much. – Они не купят машину, если она будет дорого стоить.
  • They will not (won`t) make a cake, if they do not (don`t) go to the market. – Они не испекут пирог, если не сходят в магазин.
  • If you do not (don`t) ask him, he will not (won`t) help you. – Если ты не попросишь его, он не поможет тебе.

Вопросы в условном наклонении первого типа строятся по стандартной схеме (однако меняется только главная часть, которая всегда будет стоять впереди): Will + подлежащее + глагол (Future Simple), if + подлежащее + Present Simple?

Примеры:

  • Will we go to the cinema, if (when) you finish your work? – Мы пойдём в кино, когда ты закончишь работу?
  • Will you succeed, if you work hard? – Ты достигнешь успеха, если будешь усердно работать?
  • Will she make a cake, when she goes to the supermarket? – Сделает ли она пирог, когда сходит в супермаркет?

Краткий положительный ответ на такой вопросYes, Iwill.

Краткий отрицательный ответ – No, Iwillnot (won`t).

Условное наклонение второго типа (Second Conditional)

Условное наклонение второго типа обозначают нереальные события и ситуации, которые происходят в настоящем времени и имеют низкий шанс сбыться. На русский язык такие предложения можно перевести конструкцией «Если бы, то я бы».

Источник: https://eng911.ru/rules/grammar/uslovnoe-naklonenie.html

Наклонение глагола. урок. Русский язык 6 Класс

sh: 1: —format=html: not found

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила. Что делала? – действие совершается в прошлом.

Ходишь. Сейчас. Что делаешь? – это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить. Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще. А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте.

Наклонение глагола – непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взял

Взяла              + БЫ (Б)

Взяло

Взяли

Условное наклонение – аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1.      Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! – это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2.      Просьба: Приходи к нам почаще.

3.      Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4.      Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5.      Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6.      Мольба: Помилуй!

7.      Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

– Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

– Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед —те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglagolb/naklonenie-glagola?book_id=145&chapter_id=9843&seconds=0

Условное наклонение глагола. Использование глаголов условного наклонения в различных стилях речи

Цели урока:
  • продолжить знакомство с особенностями значения глаголов условного наклонения;
  • работать над правописанием глаголов условного наклонения;
  • повторить изученное, продолжить разговор о стилях речи в русском языке, дать представление о научно-популярном подстиле как разновидности научного стиля;
  • показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.

1. Мотивация урока

дается учителем исходя из запланированных целей урока.

2. Повторение темы «Условное наклонение глагола»

1) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? Приведите примеры. 2) Как образуются глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.На этом этапе урока отрабатывается умение построить связное высказывание, отталкиваясь от поставленного вопроса.

3. Повторение темы «Стили речи»

(с опорой на «Таблицу стилей», записанную на уроках развития речи в тетради для правил, или таблица стилей заранее готовится учителем на доске или на раздаточных карточках)*.

Стиль речи Кто с кем общается? Задачи общения
Разговорный 1 – 1 Общение (непринужденное, дружеское)
Научный 1 – много Информация, передача точных сведений
Публицистический 1 – много Воздействие, призыв к дальнейшему действию
Художественный Воздействие на чувства, эмоции человека

Беседа по содержанию «Таблицы стилей»:

1) Какие стили речи вам известны? Перечислите их. 2) В зависимости от чего различают стили речи? 3) Расшифруйте понятие речевой ситуации. 4) Какие стили речи существуют в русском языке? 5) Что такое разговорный стиль? Когда он уместен?

6) Какие книжные стили вы можете назвать? Расскажите об их использовании. (Ученики рассказывают о научном и художественном стилях.)

Умения: составление связного высказывания с опорой на таблицу-конспект.

4. Комментируемое письмо и объяснительный диктант (объяснительный диктант дается и как образец связного текста)

Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм, синтаксический разбор предложения).

В НЕДРАХ ЗЕМЛИ

 Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_ (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы) хлеба. Н_кто (не)увид_л(бы) сказочных пещер_ подземных озер_ г_рячих и холодных источников4.

Объяснительный диктант (продолжение текста)

(Осложненное списывание для слабых учащихся)

После написания диктанта один ученик комментирует написанное, другие самостоятельно проверяют тексты. Часть работ проверяется учителем.

Людям пр_шлось(бы) с_лит_ся по берегам рек_ что(бы) п_льзоват_ся водой. Но вскоре реки начали(бы) усыхать_ а зимой и совсем перестали(бы) теч_ _ потому(что) в это время (не)идут дожди_ (не)тают снега и льды.
Если(бы) (не)прои_ходило вечное дв_жение воды под землей_ на земле и над землей_ и_чезла(бы) жизнь на Земле.

Умения: закрепление орфографических и пунктуационных знаний по теме урока и изученному ранее материалу.

5. Фронтальная беседа с классом по записанному тексту

1) О чем рассказывается в записанном тексте? Какова его тема? 2) Сообщает ли этот текст точные сведения о важности воды для всего живого на земле? 3) К какому стилю принадлежит этот текст? Можно ли сказать, что язык текста сух, строго научен? Какие языковые средства не позволяют отнести этот текст к разряду текстов научного стиля?

4) Глаголы какого наклонения делают этот текст более доступным, образным? Обоснуйте свою точку зрения.

Вывод (делает учитель). Текст сообщает точные сведения о важности воды для жизни нашей планеты, но в доступной и образной форме. Это разновидность научного стиля – научно-популярный стиль.

Умения: анализ предложенного текста с точки зрения речевого и языкового содержания.

6. Устная работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.

(Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как составить отрицательное предложение на английском

Задание. Перестройте текст «В недрах земли» так, чтобы он стал относиться к научному стилю (составьте научную справку, статью для энциклопедического словаря).

После составления текстов обсуждаются следующие вопросы:

1) Какие языковые средства вы убрали?
2) Всегда ли уместно использование в научном стиле условного наклонения? Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами в условном наклонении?

Умения: моделирование речевой ситуации, отбор языковых средств с учетом поставленной речетворческой задачи, составление собственных мини-текстов с учетом функциональной речевой ситуации.

7. Устная работа со стихотворением «Если бы я был» Шела Сильверстейна (раздаточный материал).

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ

Если я был бы маленький-маленький гном, Я б умывался каплей одной дождя, Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил, Мне бы комар казался огромным орлом, Блюдце – широким озером, если б я был

Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог, Разве мизинчик, и то – не наверняка. Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полет» Тетя, которая очень любит меня, Я бы эту конфету ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет», Я бы с неделю ворочал бы вечным пером (Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Задания к прочитанному стихотворению:

1. Выразительно прочитайте стихотворение вслух. 2. Определите тему и основную мысль стихотворения. 3. Определите речевую ситуацию и стиль текста, докажите свою точку зрения. 4. Как глаголы в условном наклонении помогают создать образ маленького забавного гнома? Можно ли было обойтись без них? Почему?

5. Какие другие средства языка, характерные для художественного стиля и используемые автором, вы можете назвать? (Анализ лексики стихотворения – предельная конкретность, образность, юмор.)

Умения: разграничение текстов разных стилей, выделение особенностей художественного стиля в тексте.

8. Обобщение в конце урока

по основным этапам урока (можно провести обобщение по записям в тетради): «Чему я научился на этом уроке, что нового я узнал?»

Умение: находить глаголы в условном наклонении, правильное их написание, оценка роли глаголов в условном наклонении в текстах разных стилей, составление мотивированных связных высказываний в качестве ответа на поставленный вопрос.

9. Домашнее задание

Подберите стихотворные произведения с глаголами в повелительном наклонении иди напишите мини-сочинение в художественном стиле на тему «Если б я был» (с использованием глаголов в условном наклонении).

Подобранные учениками тексты

Если бы у меня были сапоги-скороходы

Если бы у меня были сапоги-скороходы, Я бы бегал быстрее звука; И не видели бы меня пешеходы,

Только слышали бы отзвуки стука.

Если бы у меня были сапоги-скороходы, Я бы мог обежать всю сушу Быстрее, чем облетят ее самолеты,

И быстрее, чем школьник слопает грушу.

Если бы у меня были сапоги-скороходы, Я бы, конечно, работал на почте, Я б доставлял посылки на пароходы

Быстрее, чем ученик поставит точку.

(Смирнов Женя)

Если бы я был великан

Если бы я был великан, Я бы пел, как гремит вулкан. Я бы кирпичи лепил, как горы,

Зато мыши не рыли бы норы.

Я бы расставлял свои ботинки На десять стволов осинки, Я бы разломил ствол сосны,

Как последнюю льдинку во время весны.

Мне снились бы сны пять секунд, Ведь я бы спал несколько минут. Я носорога раздавил бы, словно он жук!

(Но избавлю его от этих мук!)

Я слов больше не найду Пора уж Подкрепиться на кухню пойду, Налью молока в огромный стакан,

Ведь я и есть великан!

(Шуняев Ваня)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем, Мне бы жук показался конем. В муравейник соломинки я бы таскал И, как бревна, их ставил, хотя и устал. Я бы боялся сетей паутины, Как в шторм моряк плохой парусины. Мне газон показался бы лесом, наверно,

А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем, Пролезал бы в любой я проем. Если залез бы я в нос бегемоту, Бегемот бы чихнул и нырнул в болото, Болото бы вышло из берегов, В испуге бежало бы стадо слонов! Вот был бы топот и гром,

Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был, То полы бы я не мыл: Воевал бы я, сражался –

В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире Лучшими, бесспорно, слыли, У меня б был верный конь,

Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив И отважен, горделив. Я бы был такой большой,

Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил, Я б мечом врагов разил, Дам красивых я б любил

И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире, И на королевском пире Был бы первый удалец!

Но не рыцарь я Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был верблюдом

Если б я был верблюдом, я страдал бы из-за горбов, И никто не счел бы меня красивым:

ведь я горбатый трудяга песков.

Пускай я горбатый корабль пустыни, я тоже хочу украситься. Кто б дал мне пончо, шарфы или галстуки,

Быть может, я б смог вам понравиться?

Красивые галстуки, выбор богатый Пойдут ли они мне? Ведь я горбатый Мне был бы к лицу этот красный

Или тот – полосатый

Напрасно!..

Мне бы шарф подлинней, Нарядный на диво, Я сумел бы его завязать

Так красиво!

Чудесный наряд мой радужно бы переливался, Пестрее пестрого был бы узор!.. Но никто не скажет: «Прекрасный галстук!» –

Всякий скажет: «Ужасный горб!».

(Нечипуренко Игорь)

* Шестиклассники еще не знакомы с официально-деловым стилем и его особенностями, поэтому он не обозначен в таблице.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200400908

Условное наклонение — глаголы предполагаемого действия

10.03.2018 Категория: Образование и наука Подкатегория: Русский язык Популярность

Рассказывая какую-либо историю, чаще всего мы используем глаголы в изъявительном наклонении, свободно склоняя их по всем трем временам. Обращаясь к другим с просьбой или требованием, мы пользуемся глаголами повелительными.

Но иногда речь заходит о действиях, которые мы хотели бы совершить, о событиях, на которые мы надеемся, о вещах, в которых мы сомневаемся. И здесь мы сталкиваемся с третьим из возможных наклонений — условным. Разберемся, что оно из себя представляет, и что отличает глаголы в этом наклонении.

Условное наклонение — действие, зависящее от определенных условий

Как и повелительные, глаголы условного вида рассказывают о действиях или ощущениях из разряда ирреальных — то есть, о том, что может произойти или не произойти в зависимости от определенных обстоятельств. Глагол в условном наклонении — или, как еще принято говорить, в сослагательном — всегда содержит некий оттенок сомнения, допущения, сообщает об определенной вероятности.

Приведем несколько примеров.

  • Я отправился бы на прогулку, если бы не было дождя.
  • Мне нравятся яркие цвета, поэтому я выкрасил бы стену в оранжевый.
  • Не хотелось бы мне оказаться на твоем месте.
  • Если бы ты пошла со мной на концерт, я заплатил бы за билеты.

Во всех случаях речь идет о предполагаемом действии. В некоторых примерах его выполнение зависит от неких условий, в других говорящий сообщает о своем нежелании оказаться в гипотетической ситуации или о том, что возможно, совершит действие в будущем по определенной причине.

Как узнать глагол в условном наклонении?

Пожалуй, сослагательное наклонение — одно из самых простых для узнавания с первого взгляда. Во всех случаях такие глаголы сопровождаются частичкой «бы» — «сделал бы», «сказал бы», «не хотел бы», «купил бы». Не имеет значения, выражает ли этот глагол пожелание, или говорит об опасении. Кроме того, обычно фраза с глаголами в сослагательном наклонении содержит дополнительное разъяснение условий для предполагаемого действия — или, по крайней мере, предполагает наличие таких условий.

Как изменяются сослагательные глаголы? Их можно склонять по числам — «я бы сделал», «мы бы сделали», «они бы сделали». Также слова изменяются по родам — «я сделал бы» и «ты сделала бы», «он сделал бы» и «она сделала бы», для среднего рода — «оно сделало бы». Например — «если бы не туман, солнце уже показалось бы», «если бы я споткнулся, стекло разбилось бы».

Источник: http://infoogle.ru/uslovnoe_naklonenie_glagoly_predpolagaemogo_dejstviya.html

Условное наклонение в английском языке: типы и примеры

Мы продолжаем изучать английскую грамматику, и сегодня мы хотим вас познакомить с любопытным грамматическим феноменом в английском языке. Это условное наклонение или Con­di­tion­al Mood. Мы рассмотрим типы данного наклонения, примеры предложений с ним и т.д.

Как строится условное наклонение в английском языке?

Условное наклонение в английском – весьма интересная штука. Как и в русском языке, условное наклонение in Eng­lish указывает на то, что действие может или должно совершиться при каком-нибудь условии. Но все-таки есть и существенные отличия от русского.

Три веселых типа условного наклонения

Предложения в условном наклонении – это сложные предложения, состоящие обычно из двух простых, из которых одно главное, а второе – зависимое. Главное предложение выражает условие действия в зависимом предложении.

Загвоздка в том, что в английском языке три случая или типа условного наклонения, тогда как в русском их всего лишь два. Но разобравшись внимательно, вы поймете, что все не так уж сложно.

В русском языке: первый тип выражает реальное условие в настоящем времени; второй тип выражает нереальное условие в прошедшем времени.

  • Если я пойду домой, я пообедаю.
  • Если бы я пошел домой, я бы пообедал. (А так как я не пошел домой, то и не пообедал, то есть действие нереально при данном условии)

В английском языке: первый тип выражает реальное условие в настоящем времени; второй тип выражает реальное условие в прошедшем времени; третий тип указывает на нереальное условие в прошедшем времени. Проследим то же самое предложение, но на английском языке:

  • If I go home, I will have lunch
  • If I went home, I would have lunch
  • If I had gone home, I would have had lunch.

А теперь рассмотрим каждый тип Con­di­tion­al Mood в изучаемом нами языке отдельно.

Самый легкий – первый тип!

Это действительно проще простого. Здесь мы имеем дело с реальным условием в настоящем времени.

Обратите внимание на фразу If I have mon­ey, I buy a car (Если у меня будут деньги, я куплю машину). часть этого предложения может быть и в будущем времени: If I have mon­ey, I will buy a car.

Например:

  • If you drink a lot of cof­fee, you have prob­lems with your heart. Или: If you drink a lot of cof­fee, you will have prob­lems with your heart. – Если ты пьешь много кофе, у тебя будут проблемы с сердцем.

Но придаточное предложение в английском языке ни в коем случае не может быть в будущем времени. После слова If глагол должен стоять в настоящем времени Present Sim­ple. То есть придаточное предложение стоит в настоящем времени, а главное – в будущем.

Примеры предложений:

  • If you eat a lot of sweets, you will have prob­lems with your teeth. – Если ты будешь есть много сладостей, у тебя будут проблемы с зубами
  • I will speak with Tom, if I find him. – Я поговорю с Томом, если найду его
  • If we go home, we will have a rest. – Если мы пойдем домой, мы отдохнем.

Как мы видим, в каждом предложении реальное действие при реальном условии.

Три типа английского условного наклонения

Наклонение глагола

Наклонение – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности. Оно иногда сложно определяется. Чтобы разобраться, что же это такое и как правильно его определить, надо знать правила.

Наклонение глагола считается нестабильным показателем данной части речи. В зависимости от возможности меняться по разным признакам (время, пол, род, лицо) классифицируют типы наклонений. В русском языке классифицируют три главных разряда этой части речи:

  1. изъявительное;
  2. условное;
  3. императив (повелительное).

Изъявительная категория повествует о процессе, который протекает в этот период времени, со слов рассказчика. Также даёт понять, что действие уже свершилось, рассказывает об итоге произошедшего или о том, что действие свершится в недалёком будущем. Глагольные наклонения других разновидностей не меняются в зависимости от временных показателей.

Наклонение глаголов, таблица

Глагольная разновидность Характеристика
Изъявительное Чёткое, конкретное описание происшествия, которое происходит сейчас, свершится потом или уже свершилось с точки зрения рассказчика.
Условное Описание действия, которое свершится при выполнении указанного требования.
Повелительное Применяется для выражения мотивации, рекомендации, совета, призыва к выполнению указанных действий.

Что такое глагольное наклонение

Характеристика глагола может легко определить, о каком событии идёт речь. Глагольное наклонение определяет, насколько реалистичным выглядит то или иное событие. С его помощью вы поймёте, о свершившемся происшествии идёт речь, или ему только предстоит произойти. Также выражает требование, пожелание или рекомендации говорящего проделать что-либо.

Таблица глагольных наклонений

Наклонение Значение
Изъявительное  Действие, которое уже происходило, происходит в настоящем или произойдёт в будущем.Пример: убирала, убираю, уберу.Я сделаю это задание завтра.Виталина убирала в квартире до наступления темноты.Я убираю комнату сейчас.Я уберу сразу же, как только освобожусь.
Условное Свершение только при выполнении установленных требований или условий.Пример: помыла бы, пришел бы.Она помыла бы пол потом.Он пришел бы домой после обеда.
Императив Повеление, требование, мотивация проделать что – либо.Пример: подайте, выучите, брось.Подайте дедушке вон ту чашку.Выучите стихотворение к завтрашнему дню.Брось эту глупую затею с шариками.

Вариации глагола

Разновидность глагола – это грамматическая вариация данной части речи, которая обозначает временные очертания какого-либо процесса.

Выделяется две разновидности:

  • глагол совершенной формы:

Показывает, что процесс завершился, описывает результат. Особенностью разновидности считается то, что реального времени не существует. Глагол используется в прошлом времени либо в будущем. Изменяется по числам: может быть в единственном либо множественном числе. Изменяется по роду – женский, мужской, или средний.

В безличном значении описывает действие, которое является ответом на вопрос: что сделать?

Пример обезличенной формы: припарковаться, выехать, выбежать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  As в английском языке когда ставится

В прошлом времени является ответом на вопрос: что сделала? Что сделал? Что сделали? Пример: нагрела, выдвинул, повесили.

Трактует процесс, который длится продолжительный период, либо возобновляется. Не указывает на завершённость процесса, не подводит его итог.

В обезличенной форме является ответом на вопрос «что делать?». Пример: кидать, жить, подписывать, греть.

Характеризует действия, которые происходили ранее, осуществляются в данный момент и произойдут в будущем. Склоняется по числам и по роду: бывает единственного и множественного числа, а также женского, среднего и мужского рода.

Прошедшее время – слово отвечает на вопросы: что делали? Что делал? Что делала?

Пример:

  • играли;
  • мыли;
  • выкидывал;
  • смотрел;
  • работала;
  • вышивала.

Будущее время – слово отвечает на вопросы: что они станут делать? Что мы станем делать? Что я стану делать? Что она станет делать? Что он станет делать?

Например:

  • будут отвечать;
  • пойдём в кино;
  • буду лежать;
  • будет проверять;
  • будут требовать.

Настоящее время – часть речи отвечает на вопросы: что делают? Что делает?

Например:

  • дети переодеваются;
  • занимается спортом.

Чтобы выявить категорию глагола, требуется сформулировать вопрос, на который он отвечает.

Как определить глагольное наклонение

Простой метод определить наклонение глагола – это сформулировать к этому слову вопрос. Если в составе отсутствует просьба, приказ или пожелание – это не императив. Следующий шаг – убедитесь в наличии или отсутствии частички «бы, б». Если ее нет – это не условная категория наклонения. Остаётся только изъявительная разновидность. Используется в русском языке чаще остальных.

Обозначить безошибочно разряд части речи, которая описывает процесс, можно, посмотрев таблицу.

Таблица наклонений

Изъявительное  Условное Повелительное
Значение Характеризует ситуацию, которая случилась ранее, протекает сейчас или точно случится позднее. Действие, которое могло бы случиться. Мотивация, просьба, пожелание, проделать какое-либо действие.
В какой форме бывает Используется в любом роде, числе, времени. Любой род и число. Время исключительно прошлое. Времени и рода не имеется.
Наклонение глагола — примеры Мелания прочла статью.Мелания прочтёт статью.Мелания читает статью. Мелания бы прочла статью. Мелания, прочти статью!

Изъявительное наклонение глагола

Изъявительное наклонение — характеризует ситуацию, которая уже случилась, осуществляется в данный период времени или случится в ближайшем будущем.

Для данной разновидности приемлемо использование в любом варианте. Глагол может быть любого рода, числа, лица и времени. Изменение его по этим характеристикам в грамматике трактуется как спряжение глаголов.

Пример:

  • Книгу я прочитал ещё месяц тому назад (глагол единственного числа, мужского рода, первого лица в прошлом времени).
  • Книгу я читаю сейчас (глагол единственного числа, первого лица в настоящем времени).
  • Книгу я начну читать потом (глагол единственного числа, первого лица будущего времени).
  • Он пришёл ко мне в гости (Единственное число, второе лицо, мужской род, реальное время).
  • Они выйдут из подъезда втроём (множественное число, третье лицо, будущее время).

Прошлое время образуется при помощи суффикса «л» и окончаний:

  • без окончания в мужском роде, например: зевал, проходил, прибегал;
  • окончание «а» для женского рода, например: шила, стригла, убирала.
  • окончание «о» для среднего рода, например: сбежало, унесло, выглянуло.
  • окончание «и-ы» для множественного числа, например: придумали, убежали, скопировали.

Условное наклонение глагола

Глагол в условном наклонении характеризует ситуацию, которая возможна только при определённых обстоятельствах. Формирование такой разновидности осуществляется прибавлением к глаголу прошедшего времени частички «бы», или «б».

Пример:

  • иметь – имел бы;
  • вырезать – вырезал бы;
  • строить – строил бы.

Слова меняются по числу и роду, они обезличены. Время в условном наклонении глагола исключительно прошлое.

Дополнительная частица не используется слитно с глаголом. В предложении она не обязательно пишется после него, может располагаться перед ним, или отделяться другими словами.

Примеры условного наклонения:

  • Милана, конечно бы, на солнце загорала (единственное число, женский род).
  • Мы бы, конечно, выступили хорошо (множественное число).
  • Он вырезал бы эту фигурку из дерева (мужской род, единственное число).
  • Маргарита бы принесла мне газету (женский род, единственное число).

Повелительное наклонение глагола

Повелительное наклонение – это высказывание о мотивации, прошении, приказании.

Пример:

  • Вынеси мусор.
  • Закрой за соседом дверь.

В данном варианте глагол только в форме второго лица, которая либо единственного, либо множественного вида.

Пример:

  • ты присядь – вы присядьте;
  • ты давай – вы давайте;
  • ты разреши – вы разрешите;
  • ты отпусти – вы отпустите;

Части речи в этой форме не меняются в зависимости от времени. Они образуются от основы слова, которое обозначает ситуацию, которая происходит в данный момент либо произойдёт в ближайшем будущем. Помимо основания формирование слова происходит с помощью суффикса «и».

Пример:

Слова данной части речи третьего лица множественного вида имеют окончания «ся», «сь».

Пример:

  • Вернитесь, пожалуйста, обратно.
  • Обратитесь к руководству компании с этим предложением.
  • Спуститесь вниз через несколько минут.

Пожелание, просьба или мотивация могут выражаться глаголом третьего лица в прошлом или настоящем времени с частицами «пускай», «да».

Пример:

  • Да будет теперь только так!
  • Пусть он вам сам всё расскажет.
  • Пусть отдаст мне мои игрушки.

Можно сделать вывод, что наклонение не всегда можно легко и сразу определить. Для этого нужно научиться формулировать и задавать нужные вопросы. Помимо этого необходимо владеть понятиями о спряжении, знать, что такое время, род, число, лицо. Однако если детально изучить правила и во всём разобраться, проанализировать примеры и попробовать составить свои, можно легко справиться с поставленной задачей.

Наклонение глагола Ссылка на основную публикацию

Источник: https://tutskill.ru/glagoly/naklonenie-glagola

Изъявительное наклонение глагола — виды, правило и примеры

Перед тем как дать понятие, что такое изъявительное наклонение в русском языке, нужно узнать о грамматических характеристиках, среди которых находятся морфологические признаки. Они бывают постоянные и непостоянные:

  • Постоянные. Есть у инфинитива, причастий и деепричастий, спрягаемых форм. К ним относится вид – совершенный (вопрос что сделал?) и несовершенный (вопрос что делал?). Возвратность и невозвратность определяется наличием суффикса -сь и -ся. Переходность и непереходность – признак, который определяется возможностью употреблять местоимение, существительное или числительное в винительном падеже. Часть речи бывает I спряжения (заканчиваются на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть, кроме 11 слов-исключений, два слова на -ить: брить и стелить) и II спряжения (все глаголы в форме инфинитива на -ить и ещё 11 глаголов).
  • Непостоянные. Их отмечают только у причастий и форм, которые спрягаются. Для определения обращают внимание на речевую ситуацию. Среди основных характеристик наклонение: изъявительное, повелительное и условное, множественное и единственное число. Важной характеристикой является время: настоящее, прошедшее и будущее.

Определение лица происходит у слов в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени. Род определяют у причастий и спрягаемых форм в единственном числе изъявительного и условного наклонения. Склонения у глаголов нет, значит, отсутствуют падежные формы. Определить можно только спряжение и наклонение.

Виды наклонений

Наклонение представляет собой грамматическую категорию модальности глаголов. Этот непостоянный признак можно определить у всех изменяемых форм. В русском языке три вида наклонений, у каждого из которых свои особенности:

  1. Изъявительное наклонение представляет собой форму, которая указывает на действия в любом времени. То есть стоят в настоящем, прошедшем и будущем времени. Например, выступали, показывают, будут говорить.
  2. Условное наклонение отличается наличием частицы бы. Действие происходит только при определённом условии. Например, поступил бы, рассказал бы, сделал бы. «Я бы пошёл с тобой погулять, но мне задали много уроков».
  3. Повелительное наклонение указывает на то, что действие происходит по чьей-то просьбе или по приказу (слушай, пиши, делай). «Смотри в книгу и читай».

В зависимости от вида будет строиться предложение. Важно правильно расставлять знаки препинания. Чаще всего при употреблении условного наклонения используют союз если, поэтому в предложении обязательно будет стоять запятая. В повелительном ставят восклицательный знак. Всё зависит от контекста. Примеры изъявительного наклонения глагола: говорю, слушаю, буду смотреть, думаю, рисовал, помогал.

Характеристики наклонения

Чтобы понять, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, следует рассмотреть особенности этого вида. Все слова этой категории изменяются по родам, числам, лицам и временам. «Мы собрались на пляж, подготовили зонтик и подстилки». «Я люблю классическую музыку». «Ты пойдёшь со мной в парк?».

Часть речи в изъявительной форме становится сослагательной или повелительной. «Сделаешь мне чай» (повелительное). «Нечего долго думать – взял, да и сделал работу» (сослагательное).

Отличаются слова изменяемостью по временам (пел – пою – буду петь). Когда глагол стоит в повелительной или сослагательной форме, время определить невозможно. Слова несовершенного вида, к которым задают вопрос «что делать?», имеют все спрягаемые формы. Если же вопрос «что сделать?», то это будет совершенный вид, а, значит, настоящего времени нет – только прошедшее и будущее.

Правильно определить наклонение по спрягаемой форме помогут примеры, представленные в таблице:

будущее время настоящее время прошедшее время
мн. и ед.число мн. и ед. число мн. и ед. число
первое лицо буду/будем сиять сияю/сияем мужской род сиял/сияли
второе лицо будешь/будете сияешь/сияете женский сияла/
третье лицо будет/будут сияет/сияют средний сияло/

Если глагол имеет несовершенный вид, то его употребляют в любом времени (пишу – писал – буду писать). Если же слово имеет совершенный вид, то оно не может стоять в настоящем времени (списал – спишу – списать). Слова совершенного вида не употребляются с глаголами, которые указывают на определённую фазу действия «закончить», «продолжить» и со словами «долго», «ежедневно».

Слова совершенного и несовершенного вида составляют видовую пару (говорить – поговорить). Они могут отличаться только ударением (вЫрезать – вырезАть), не имеют специальных морфологических признаков. Их образование происходит с помощью присоединения окончания к уже имеющейся основе. Определение лица по морфеме происходит в именительном падеже.

Часть речи

Глагол имеет два спряжения. Есть слова, которые относятся к первой и второй группе. Чтобы правильно провести разбор слова как части речи, необходимо учитывать постоянные и непостоянные признаки, определить, чем является слово в предложении. Чаще всего глагол выступает сказуемым, но может быть и подлежащим.

Часть речи обозначает действие предмета, реже – в каком состоянии он находится. В начале разбора ставится вопрос «что делать?» или «что сделать?» Начальной формой выступает неопределённая форма глагола. Определяют постоянные, затем непостоянные признаки, синтаксическую роль.

При разборе придерживаются такого плана:

  • Указывают, какая это часть речи.
  • Ставят слово в неопределённую форму.
  • Находят постоянные и непостоянные признаки.
  • Каким членом выступает в предложении.

Необходимо рассмотреть морфологический разбор части речи на примере предложения «Она долго рассматривала витрины с одеждой»:

  1. Рассматривала – глагол (что делала?). Начальная форма рассматривать.
  2. Постоянные признаки: несовершенный вид (определяется по вопросу), переходный (так как употребляется с существительным «витрины» в винительном падеже без предлога), II спряжение. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное лицо, 3-е лицо, прошедшее время.
  3. В предложении является сказуемым.

Образование глаголов

Для правильного написания окончаний и суффиксов у глаголов нужно знать правила. У слов во множественном числе сначала определяют спряжение. Если оно первое, то окончание – ете (помогаете). Для второго характерно окончание – ите (идите).

Личные окончания глаголов указывают на лицо и число. Правописание зависит от спряжения. В единственном числе 1-м лице окончание у, ю, а во множественном – ем. Если лицо 2-е, то окончание будет -ешь и -ете. В 3-м лице ет – в единственном и ут, ют – во множественном.

Изучают морфемный состав глаголов с конца слова. Существует два мнения, чем является – ть. В школе рассматривают вариант формообразующего суффикса, а не окончания, как принято считать.

Есть отделить части ть и ти (нес-ти), то во многих словах остаётся одна буква в морфемном составе (а, о, у, я, и). Её считают древнейшим суффиксом, который указывает на действие (тян-у-ть). Его можно вычленить среди однокоренных слов. Например, о-камен-е-л-ый – окамен-е-ть. Часть без ть является основой. В слове временить – времени, править – прави, бывать – быва.

В прошедшем времени образование слов происходит с помощью суффикса – л. Он и помогает практически всегда верно определить время глагола. Важно помнить, что формообразующий суффикс не является частью основы (бросить – бросил).

Иногда изменением форм глаголов в прошедшем времени происходит по особым правилам. Перед нулевым окончанием не может стоять две согласных (везти – вёз, но мести – мёл). Это относится к глаголам на ере (ть): запереть – запер, заперли; вытер – вытерли, вытерла; на ну (ть): тянуть – тянул, тянула.

Слова совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью суффикса ану, ну и приставок з, с, из (смахнуть). В списке слова совершенного вида с длительным действием, у которых имеется суффикс ну. Они отличаются от глаголов с таким же суффиксом, который сохраняется в формах мужского рода со значением однократного действия (кивнуть – кивнула).

У некоторых глаголов основа состоит из одного слога (гнул – гнула), есть слова с суффиксом чь. К их основе в прошедшем времени добавляется конечный согласный [г] или [к]. Например, печь – пекут.

Чтобы правильно выполнять упражнение по написанию слов, нужно знать начальную форму. Образование бывает префиксальным, суффиксальным и смешанным. Наиболее продуктивным считается первый вид. Присоединение приставки к глаголу позволяет получить новое слово с другим лексическим оттенком (бежать – вбежать).

Отличительной чертой является использование приставок-синонимов и приставок-антонимов (заклеить – отклеить, выгнать – загнать).

Присоединение суффиксов применяется при образовании глаголов от других частей речи (мошенник – мошенничать, сор – сорить). Суффиксально-префиксальный способ используется реже для образования глаголов несовершенного вида. Для него характерно использование суффикса ива (ыва). Например, ходить – похаживать.

Чтобы определить, какой суффикс необходимо поставить ова/ыва, следует поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа. Если суффикс не изменяется, значит, пишут «ыва» (разведывать – разведываю). Когда происходит чередование, пишут «ова» (короновать – короную).

Другое правило при употреблении суффиксов ева/ива. Буква е пишется в тех случаях, когда ударение падает на ва (танцевать). Без ударения пишется буква и (оценивать). Исключением являются слова «потчевать» и «выкорчевать». В них пишется буква е, которую легко проверить, используя правило постановки глагола в единственное число и 1-е лицо.

В русском языке много правил, которые сложно запомнить. Глаголы в изъявительном наклонении употребляются чаще всего. Изучение их написания происходит во всех классах средней школы. Если запомнить, как проверять гласные, каким образом происходит образование глаголов, можно писать грамотно и без ошибок.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/izyavitelnoe-naklonenie-glagola.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
English lessons